Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. И. Тютчев). Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер История создания осенний вечер тютчев

План

1.Вступление

2.Особенности размера, рифмовки и идейного содержания

3.Художественные приемы и их роль в тексте

4.Вывод

Ф. И. по праву считается одним из гениальнейших поэтов- пейзажистов девятнадцатого века. В его стихотворениях не просто изображается красота природы, а еще и проводится незримая параллель её и человеческого мира. И пусть большую часть своей жизни он посвятил государственной деятельности, однако среди его четырехсот стихотворений, каждое непременно является величайшим творением поэтической и философской мысли истинного творца. Данное произведение было написано поэтом в 1830г.

Текст создан пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Удивительна и сама структура стиха, ведь состоит он из одного сложносочиненного предложения, которое читается на одном дыхании. Бесспорно, сделано это не случайно. Образ осени, как момента подготовки к своего рода смерти - сну в природе, столь кратковременен, что как раз и призвана подчеркнуть подобная синтаксическая особенность.

Созданное в романтическом ключе стихотворение является образцом пейзажной лирики, но в то же время наполнено глубоким философским смыслом, который заключен в образной метафоричности осени, как поры определенной зрелости в человеческой жизни. Поэт сумел в унылом осеннем пейзаже разглядеть ту мгновенную красоту, порой неуловимую взором каждого человека, именно поэтому возникает понятие «светлость вечеров».

Использование эпитетов «умильная, таинственная прелесть» - подчеркивает красоту момента, загадочность, происходящих в природе изменений, которые мы воспринимаем как должное. Метафорический эпитет «зловещий блеск» говорит о том, что вся эта красота вот вот исчезнет, в этом и заключено коварство законов мироздания.

Использование ассонансов с «и», «а», «е», «у», создают определенную протяжность поэтических строк, привнося ощущение уныния в душу читателя. Аллитерации с « л», «с», «р» позволяют передать плавность движений, заключенную в падении листа, трепетании ветвей от порыва ветерка. Олицетворение «грустно-сиротеющая земля» так емко изображает осенний пейзаж, в котором сразу представляются оголенные кроны деревьев, словно кто-то нарочно украл эту красоту и убранство у мира.

Но, несмотря на то, что повсюду лирический герой наблюдает ущерб, принесенный осенней порой, в каждой детали он отмечает улыбку. И это неспроста, ведь общеизвестно, что за осенью придет зима, и долгожданная весна, когда природа вновь переродиться и предстанет во всем своем ослепительном блеске. Таков закон жизни, и именно в этом состоит её прелесть. Именно в последней строке поэт проводит параллель всех описанных природных ощущений с человеком. Ведь в жизни каждого из нас наступает своя осень, время мудрости, открытий самого себя, время, когда мы с кроткой улыбкой оглядываемся назад, время, когда мы начинаем ценить каждый миг нашей жизни.

Именно в человеческую осень мы осознаем, как быстротечна жизнь, что она проходит так же мгновенно, как и осень, что нет уж в нас былой красоты и пышности, которой так гордились ранее. Но и человек имеет в своей жизни своего рода весну, новое перерождение, которое он непременно ощутит в своих детях и внуках. Как тонко подмечены Тютчевым такие животрепещущие вопросы в данном стихотворении. Как умело он изобразил единым целым все живое и неживое, наделил их схожими чертами и ощущениями, словно нарочно напомнив нам - читателям об истинных ценностях.

В русской поэзии особое место занимает пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, способного удивительно точно передавать красоту природы. Стихотворение «Осенний вечер» является тонким отображением увядающей красоты и своеобразного очарования осени. Краткий анализ «Осенний вечер» по плану поможет ученикам 8 класса подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1830 году, во время пребывания писателя в Мюнхене.

Тема стихотворения – Осмысление единства природы и человека. Сравнение тихого осеннего вечера с человеческой жизнью, духовной зрелостью, когда приобретается мудрость ценить каждое мгновение.

Композиция – Стихотворение состоит их трех условных частей: в первой автор описывает красоту осеннего пейзажа, во второй - драматизирует неизбежность изменений в природе, в третьей - приходит к философскому выводу о цикличности бытия.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с двусхложной стопой, с перекрестной рифмовкой.

Метафоры «пестрота деревьев», «таинственная прелесть».

Эпитеты - «порывистый, холодный», «багряных».

Олицетворения - «кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот».

Инверсии – «багряных листьев», «холодный ветр порою».

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Тема

Главной темой стихотворения является отождествление человека и природы, живого и неживого мира, между которыми Тютчев всегда видел неразрывную связь.

Несмотря на «осеннее» настроение литературного произведения, оно, все же, не вызывает депрессивного настроения. Лирический герой стремится увидеть прекрасные моменты даже сквозь призму общего увядания: «легкий шелест», «таинственная прелесть», «светлость вечеров».

В эту пору года, как никогда, остро ощущается быстротечность жизни, утрата молодости, красоты, силы. Однако за осенью неизменно приходит зима, а после - весна, дарующая новое перерождение. В природе все циклично, равно как и в жизни человека: на смену грусти неизменно придут радостные и светлые дни, а пройденные жизненные испытания оставят после себя бесценный опыт, который пригодится в будущем. Умение ценить и радоваться каждому моменту жизни, не поддаваться унынию и тоске - вот истинная мудрость и главная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении.

Композиция

Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Жанр

Стихотворение «Осенний вечер» написано в жанре пейзажной лирики, где центральное место отведено красоте природы.

Произведение состоит из двенадцати строк, написано пятистопным ямбом с двухсложной стопой, с использованием перекрестной рифмовки. Примечательно, что стихотворение представляет собой сложносочиненное предложение. Но, невзирая на столь необычное построение, читается очень легко, на одном дыхании.

Средства выразительности

Для описания природы в своем произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путем употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный», «багряных», «умильная, таинственная») и метафор («пестрота деревьев», «таинственная прелесть»).

Благодаря олицетворениям («кроткая улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землей», «томный шепот») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии : «багряных листьев», «холодный ветер порою».

Писатель сравнивает « кроткую улыбку увяданья » осенней природы с « божественной стыдливостью страданья » в человеке.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Осенний вечер"

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение - не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом , использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев ) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами - туманная, легкая.
Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб» , «изнеможенье» ), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск» , «Улыбка увяданья» ), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная ).
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами - синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев» ), цветовыми («багряных листьев» ), сложными («грустно-сиротеющей» ). Контрастные эпитеты - «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск» , «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация , при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот» ), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр» ).
Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая» , акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством - ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость - мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.

В один из приездов в Россию, после восьми лет службы в русской миссии в Баварском королевстве, то есть осенью 1830 года Тютчев, внезапно вдохновлённый живописной картиной осеннего увядания природы, мгновенно набросал 12 строк великолепного, изумительного стихотворения «Осенний вечер» .

Пожалуй, его можно отнести к классическому романтизму. Невозможно причислить его к банальной пейзажной лирике, потому что настолько ажурна , затейлива и метафористична его философская канва . Блестящее выражение «кроткая улыбка увяданья», продолжено не менее блестящей рифмой «божественной стыдливостью страданья».

Прелесть увядающей осенней природы средней полосы проявляется в чарующем изобилии превосходнейших эпитетов : «багряных листьев», «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь» и других не менее выразительных. Но в то же время Тютчев использует эффект приглушения, пастельности красок в создаваемой им картине увядающей природы: кроткая, туманная, лёгкая, стыдливая. Вся палитра тютчевского произведения, с его “зловещим блеском” и “пестротой дерёв”, “багряным” цветом листьев, “туманной” лазурью, буквально пронизана предчувствием скорого и неумолимого приближения зимнего небытия: “…и на всём // Та кроткая улыбка увяданья… ”.

Но было бы крайне наивно, как уже говорилось выше, воспринимать стихотворение Тютчева как образчик пейзажной лирики. Это вовсе не так. Квинтэссенция описания природы большинством русских поэтов, в частности картин вечеров русской осени — показ их общей сути (причём, любимым временем суток в русской позии, является вечер, что ярко характеризует мироощущение русских поэтов: минорно-пессимистичного). Для русского поэта важна не трансляция эстетического впечатления, а осмысления его как природного феномена.

Декларируемая аналогия явлений природы и явлений жизни человека, свидетельствует о синтезе в творчестве Тютчева мира человека и мира природы. Это в чистом виде пантеистический взгляд. Тютчевская природа антропоморфна: она дышит, чувствует, грустит и радуется. Для Тютчева осень — кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Одним словом, изумительная красота осеннего вечера мотивирует Тютчева к обобщениям о человеческой судьбе и неземной сути страдания. Но чем великолепно это стихотворение Тютчева — это явно ощущаемой, хоть и никак не прописанной, радостью предстоящей очередной весенней реинкарнации, когда после зимнего сна природа вновь продемонстрирует непрерывность жизненного цикла, расцветив мир яркими и сочными цветами и оттенками.
При написании этого стихотворения Тютчев использовал пятистопный ямб и перекрёстную рифмовку .

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Октябрь 1830

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте .

Цель:

  • знать основные мотивы лирики Тютчева, особенности изображения мира природы;
  • уметь анализировать и интерпретировать пейзажную лирику поэта;

Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы уже говорили о том, что поэзия Тютчева вне времени и пространства, она глубока, философична и актуальна в любое время. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, радость и горе, страдания и умиротворение – всё это есть в лирике поэта. Мир человеческих страданий, переживаний, с одной стороны, и мир природы – с другой. Но эти два мира существуют в неразрывной связи. Порой кажется, что человек в этом мире – песчинка. Он бессилен, слаб перед стихийными силами природы:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…

Но природа у поэта имеет и другой лик:

Не то, что мните вы, природа:


Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.

Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.

Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.

II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».

Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.

Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Приступаем к анализу стихотворения:

Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

  • Что создаёт это настроение, вызывает эти чувства? (эпитеты, метафоры, сравнения).
  • Выпишите эти слова в два столбика – «светлые» и «тёмные» (светлость осенних вечеров, умильная, таинственная прелесть, томный, лёгкий шелест листьев, туманная и тихая лазурь, кроткая улыбка, божественная; зловещий блеск, грустно сиротеющая земля, предчувствие бурь, порывистый ветер, ущерб, изнеможенье, увяданье, страдание)
  • Чтобы лучше понять стихотворение, поработаем с некоторыми из них.
  • Как понимаете слово УМИЛЬНАЯ? Подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.
  • метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?
  • ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев.
  • Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? (всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.
  • Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг… Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.
  • Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.
  • УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.
  • Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё?
  • О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.
  • Как вы думаете, от чего страдают старые люди? (от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.
  • В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

Сделаем краткий вывод: стихотворение Тютчева вызывает двоякое чувство – с одной стороны, мы видим прелестную картину тихой осени, когда всё золотится, пестреет яркими красками, слышим лёгкий шелест листьев, чувствуем дуновение свежего ветра. В чистом, прозрачном воздухе летают тонкие паутинки. И картина эта вызывает у нас восторг, восхищение, умиление. С другой стороны, так же, как на картине Левитана «Осень в Сокольниках», в стихотворении появляется чувство скорби, тоски, одиночества – ветер, как предчувствие сходящих бурь, сметает всё на своём пути, срывает листья с деревьев, оголяется лес, пустеют поля, всё увядает, сохнет, умирает… Приходит ассоциация с человеческой жизнью, когда приходит старость – позади бурная жизнь, полная событий, впереди только смерть. Становится жутко. Стихотворение Тютчева заставляет задуматься о жизни, о её смысле. О том, что все мы – дети природы, и связаны с ней неразрывной нитью.

Повторное чтение стихотворения.

  • Не правда ли, что теперь вы по-другому его прочитали?
  • Какие стихи другого поэта напоминает стихотворение Тютчева? – Стихи Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»: много общего в описании природы, осени. Но у Пушкина в центре – лирический герой, его чувства. У Тютчева – природа как живое существо. Сравните: ученики читают стихи Пушкина, которое появляется на экране.

III. Заключение.

Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»

IV. Домашнее задание:

написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»



Что еще почитать